Нормативное регулирование определения порядка общения с ребенком
Порядок общения с ребенком регулируется Семейным кодексом Российской Федерации.
Верховным Судом РФ принято Постановление Пленума от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», которое разъясняет вопросы разрешения споров связанных с определением порядка общения с детьми родителем проживающим отдельно.
Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 утвержден «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей». Данный обзор содержит много полезной информации по вопросу порядка общения с детьми.
Статья 66 Семейного кодекса РФ гласит:
1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.
Порядок общения с ребенком может быть установлен по соглашению родителей
Родители должны договариваться между собой о порядке общения с ребенком родителя, проживающего отдельно. Родитель имеет право и обязан воспитывать ребенка, а ребенок имеет право общаться с родителем.
Право ребенка общаться с родителем предусмотрено положениями п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ, согласно которому ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
С учетом этой нормы и ст. 66 Семейного кодекса РФ родители должны договориться о порядке общения родителя с ребенком. Договоренность может быть устной, а может быть письменной. Обычно порядок общения определяется таким образом, что родитель, проживающий отдельно, имеет прав несколько раз в месяц забирать ребенка к себе на выходные, в остальное время общаться в будни и проводить отпуск с ребенком несколько недель в году. Соглашение об определении порядка общения ребенка заключается и исполняется добровольно. Если одна из сторон не исполняет соглашение, то определять порядок общения с ребенком придется в судебном порядке.
Определение порядка общения с ребенком в судебном порядке
При недостижении родителями согласия о порядке общения с ребенком порядок общения с ребенком порядок общения определяется в судебном порядке. Судебный порядок определения порядка общения с ребенком начинается с подачи одним из родителем иска и завершается вступлением решения суда в законную силу. Продолжительность разбирательства дела до полугода и более. Госпошлина по иску об определении порядка общения с ребенком
Государственная пошлина по иску об определении порядка общения с ребенком не платится. Это разъяснено в «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей».
Подсудность иска об определении порядка общения с ребенком
На иск об определении порядка общения с ребенком распространяются общие правила о подсудности. В силу ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Как правило, иск предъявляется по месту регистрации ответчика по месту жительства. Предъявление иска по месту жительства истца, как например, в случае иска об определении места жительства ребенка невозможно.
Предмет доказывания по делам об определении порядка общения с ребенком
Предмет доказывания означает перечень обстоятельств, которые должен установить суд при рассмотрении дела об определении порядка общения с ребенком. Из содержания положений ст.ст. 55 и 66 Семейного кодекса РФ следует, что суд при разрешении спора исходит из интересой ребенка и баланса интересов родителей.
Ориентир правоприменительной практике задает п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В постановлении указано, что при определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.
На родителя, который просит определить порядок общения ребенка с ним, возлагается обязанность доказать, что общение с ребенком не противоречит интересам ребенка и у него имеется все необходимое, чтобы создать благоприятные условия для ребенка в период пребывания с ним.
Какие обстоятельства будет исследовать суд при решении вопроса о порядке общения с ребенком
Перечень обстоятельств, которые могут быть предметом обсуждения в суде приводится по Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» и Обзору практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей. Перечень обстоятельств является примерным. С учетом конкретных обстоятельств дела перечень обстоятельств может быть расширен.
Суд при принятии решения и установления режима общения учитывает следующие обстоятельства.
1. Возраст ребенка.
Возраст беренка имеет большое значение. Например, крайне маловероятно, что суд признает за отцом ребенка на грудном вскармливании право забирать к себе ребенка на выходные. Наиболее вероятно, что общение будет возможно только по месту жительства матери и только в ее присутствии.
В более старшем возрасте шансы получить ребенка на выходные повышаются. В принципе, после перехода ребенка на общее питание возможно забирать его на выходные. Чем старше возраст ребенка, тем больше вероятность определить порядок общения, подразумевающий пребывание родителя с ребенком исключающее присутствие другого родителя.
2. Состояние здоровья ребенка.
Суд будет исследовать вопрос о том, не препятствует ли состояние здоровья общению ребенка с другим родителем.
3. Наличие условия для воспитания и развития.
Наличие условий для воспитания и развития является важным, если ребенок будет оставаться ночевать у родителя. Для этого у родителя должно быть жилое помещение, спальное место для ребенка, игрушки, книги, продукты питания и т.д.
4. Режим дня несовершеннолетнего.
Если ребенок посещает образовательное учреждение, а родитель просит чтобы ребенок остававлся у него ночевать в буднии дни, то должны быть условия, чтобы ребенок мог посещать образовательное учреждение. Даже при наличии этих условий не факт, что суд согласится с тем, что пребывание ребенка все дома в будни дни соответствует его интересам.
5. Удаленность места жительства истца от места жительства ребенка.
Нередки случаи, когда родитель живет от ребенка за сотни километров. Суд не может не учитывать это обстоятельство. Навряд ли еженедельные длительные поездки соответствуют интересам ребенка. В этой ситуации общение, скорей всего, придется ограничить каникулами ребенка.
6. Длительность периода времени, в течение которого ребенок не общался с родителями.
Здесь имеет значение степень привязанности ребенка к родителю. Если ребенок ранее не общался с родителем, то оставление его наедине с родителем не соответствует его интересам. Первоначально общение возможно в присутствии второго родителя, а по мере адаптации будет возможно и общение один на один.
На что можно рассчитывать при определении порядка общения с ребенком
Если ребенок имеет навыки самообслуживания, то отдельно проживающий родитель обычно может рассчитывать на право забирать ребенка к себе на выходные каждую вторую неделю месяца, в остальные недели видеться в будни, проводить с ним отпуск один или два раза в год, общаться по телефону и через другие средства связи.
По спорам об определении порядка общения с ребенком все индивидуально, но в среднем, если подобный порядок общения не противоречит интересам ребенка, можно рассчитывать на указанное выше.
Что необходимо, чтобы суд определил наиболее благоприятный порядок общения с ребенком
Во-первых, должно быть жилое помещение, в котором ребенок будет пребывать в период общения с родителем. Жилое помещение может принадлежать на любом основании: собственность, коммерческий или социальный найм, безвозмездное пользование, пользование в качестве члена семьи собственника и т.д.
Во-вторых, должны быть условия для пребывания ребенка, а именно: спальное место, игрушки, книжки, продукты питания. Конкретные условия определяются возрастом ребенка.
В-третьих, должны быть представлены доказательства, что общение с родителем не противоречит интересам ребенка. Обычно хватает положительной характеристики с места работы и места жительства. Ответчик может представить документы, подтверждающие отрицательные характеристики: справку о судимости, документы о привлечении к административной ответственности, свидетелей, подтверждающих факты жестокого обращения с ребенком и т.д.
В-четвертых, должны быть подтвержение постоянного дохода. С одной стороны, факт работы или занятия предпринимательской деятельностью положительно характеризуют родителя. С другой стороны, наличие дохода необходимо, чтобы родитель мог содержать ребенка, когда он будет пребывать с родителем.
Психолого-психиатрическая экспертиза и другие экспертизы по делам об определении порядка общения с ребенком
Психолого-психиатрическая экспертиза может назначаться в случае, если требуется определения отношений между родителями и между ребенком и родителями. Например, родитель с которым проживает ребенок может утверждать, что общение ребенка с другим родителям противоречит его интересам, поскольку ребенок испытывает страх перед родителем. Чтобы подтвердить или опровергнуть это обстоятельство может назначаться экспертиза.
Учет мнения ребенка при определении места жительства ребенка
Статьей 57 Семейного кодекса РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В данном пункте Постановления Пленума указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Однако в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от десяти до четырнадцати лет, судье следует исходить из положений статьи 57 СК РФ, согласно которой ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.
В «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 указано, что следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Опрос ребенка требуется проводит с учетом его возраста и развития в присутствии педагога. Опрос должен производиться в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц, то есть без родителей. Суд должен выяснить у ребёнка, какое воздействие на него оказывали родители или другие заинтересованные лица и не является ли его мнение следствием такого воздействия. Осознает ли ребенок собственные интересы, как его обосновывает и т.д. Мнение ребенка учитывается судом при принятии решения оопределении порядка общения с ребёнком, но не является определяющим для суда при принятии решения по данному вопросу при разрешении спора по требованиям одного из родителей.